Про заземление

Для тех кто собирается сам строить заземляющее устройство (ЗУ) с помощью омедненных штырей

Подделать можно любое изделие и стержни заземления с конструктивными элементами монтажа не исключение. Есть фирмы, которые декларируют, что они являются отечественными производителями, но на деле везут продукцию из Китая (или из какой-нибудь другой страны). Везти могут всё, что угодно, скрывая или не указывая номер ГТД (грузовая таможенная декларация) в счетах фактурах. Это противозаконно.

Надёжный производитель заинтересован в своей репутации и потому на изделия выдаёт полный комплект документов, начиная от ГТД и заканчивая сертификатами на изделие и комплектующие.

Стержни заземления изготавливают трёх видов: омеднённые, оцинкованные и нержавеющие. Если нержавейку разглядеть несложно, то с первыми двумя вариантами есть сложности. Для удешевления продукции в подделках часто используют сердечники из стали 3 (Ст3). Это самый дешёвый вид стали, но, который не обладает необходимыми свойствами для изготовления стержней заземления. После покрытия стержня медью или цинком разглядеть, что внутри невозможно (да и не каждый специалист разглядит).

Поддельная продукция, как правило, декларируется как высококачественная. Например, декларируют, что прочность стержня на разрыв составляет не менее 600 Н/мм2. Это, в свою очередь, позволят забивать стержни на глубину более 40 м. Чушь собачья. Даже ведущие зарубежные поставщики не решаются декларировать глубину более 30 м.

В чём хитрость? Смотрите ГОСТ 1050-88, таблица 3. 600 Н/мм2 - это сталь марки 45, не ниже. В реальности стержни выполненные из стали 3 испытывают значительные нагрузки при забивании в грунт, гнутся и физически не могут быть забиты на большие глубины. Муфты (часто имеют размеры 21х60) не выдерживают нагрузок. 

Качественные стержни изготавливают из марок углеродистой конструкционной стали 10 или 20, как минимум, но и они не обладают такой прочностью, как сталь 45. Таким образом заявления мошенников - обман.

Корозионная стойкость стали 3 невысока. В агрессивных средах она может достигать 10 мм в год. Учитывая, что ходовые диаметры омеднённых стержней - 14,2 мм, а оцинкованных - 16, 18, 20 мм, то про какие 100 лет эксплуатации может идти речь? Кто проверял? Расчётные и лабораторные испытания никогда не будут соответствовать реальным условиям эксплуатации.

Если в описании товара указаны зарубежные марки стали: Q235A, Q235A-F, Q235A-Z, Q235A-b - это сталь 3, Q215B, Q215B-F, Q215B-Z, Q215B-b - сталь 2, Q195, Q195-F, Q195-Z, Q195-b - сталь 0 или Ст1кп.

Отечественные марки углеродистой стали: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, СтЗкп, СтЗпс, СтЗсп, СтЗГпс, СтЗГсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Стбпс, Стбсп не годятся для изготовления стержней заземения. Буквы Ст обозначают "Сталь", цифры - условный номер марки в зависимости от химического состава, буквы "кп", "пс", "сп" - степень раскисления ("кп" - кипящая, "пс" - полуспокойная, "сп" - спокойная).

Вывод: требуйте паспорт на изделие, где указана марка стали сердечника электрода заземления.

Муфты. Эти важнейшие элементы должны быть изготовлены из латуни марки Л63, т.е. содержание меди в сплаве должно быть не менее 63%. Если меди меньше, то сплав становится менее вязким (текучим) и более хрупким. Ударных нагрузок при монтаже такая муфта может не выдержать и, если не лопнет, то не обеспечит надёжное крепление стержней. Размеры муфты тоже имеют значение. Чем больше толщина стенки муфты, тем она прочнее. Обычно используют латунные (Л63) муфты или бронзове литьё диаметром 22 мм при длине 70 мм (а не 21х60, как в подделках).

Зажимы для соединения заземлителя и оцинкованной полосы должны быть изготовлен из латунного сплава Л63. В других вариантах соединение меди и цинка напрямую при наличии грунтового электролита образует гальваническую пару. Возникает электрохимическая коррозия и срок службы заземления уменьшается очень быстро. Никаких зажимов из нержавейки быть не должно.

Гидроизоляция соединений. Нет нужды объяснять зачем она нужна. Всё та же электрохимическая реакция при взаимодействии грунтового электролита с медным или цинковым покрытием стержней заземлителя. При монтаже узлов стержень-муфта-стержень добавляют специальную токопроводящую смазку для защиты от коррозии и снижения величины переходных сопротивлении в местах соединений. Петролатумную ленту используют для защиты места соединения заземлителя с оцинкованной полосой.

Надеюсь эта информация будет полезна тем, кто намерен монтировать модульно-стержневое заземление. Требуйте от поставщика полную информацию на изделие: паспорт, сертификаты, накладные. Слишком низкая цена всегда обусловлена экономией на материалах, заменой на более дешёвые марки сталей и латуни и т.д. и т.п., при этом, себестоимость стремительно падает, чего не скажешь об отпускных ценах и, соответственно, качестве